2. 1. 2. Ford Focus II. Проверка и регулировка тепловых зазоров в приводе клапанов
2.1.2. Ford Focus II. Проверка и регулировка тепловых зазоров в приводе клапанов
Операция по проверке тепловых зазоров в приводе клапанов не входит в регламент по техническому обслуживанию автомобиля. Поэтому проверяем и при необходимости регулируем зазоры в случае снижения компрессии в цилиндрах двигателя или появлении характерного «клапанного» стука в зоне крышки головки блока цилиндров, а также при большом (более 100 тыс. км) пробеге автомобиля.
Работу выполняем на смотровой канаве или эстакаде. Снимаем грязезащитный щиток моторного отсека и подкрылок правого переднего колеса (см. «11.2. Ford Focus II. Снятие грязезащитного щитка моторного отсека и подкрылка переднего колеса»).
Операции по измерению и регулировке зазоров проводим на холодном двигателе. Отсоединяем наконечники высоковольтных проводов от свечей зажигания и отводим провода в сторону (см. «1.3.6. Ford Focus II. Проверка состояния и замена ремней привода вспомогательного оборудования и кондиционера. Замена свечей»). Отсоединяем колодку жгута проводов системы управления двигателем от датчика фаз (см. «2.2.2. Ford Focus II. Снятие электронного блока управления двигателем, датчиков и катушки зажигания») и вынимаем из держателя на крышке головки блока цилиндров жгут проводов датчиков концентрации кислорода.
Поддев шлицевой отверткой резиновый наконечник трубки вентиляции картера…
…снимаем наконечник со штуцера крышки головки блока цилиндров.
Головкой «на 8» отворачиваем 12 болтов крепления крышки головки блока цилиндров…
…и пять верхних болтов (к которым имеется доступ сверху) крепления передней верхней крышки привода ГРМ.
Отводим верхнюю переднюю крышку привода ГРМ к правому борту автомобиля и снимаем крышку головки блока цилиндров.
Головкой «на 18» поворачиваем коленчатый вал по часовой стрелке за болт крепления шкива привода вспомогательных агрегатов…
…до момента установки поршня 1-го цилиндра в положение ВМТ такта сжатия (см. «2.1.1.Ford Focus II. Проверка состояния и замена ремня привода газораспределительного механизма (ГРМ)»).
В этом положении валов набором щупов проверяем зазоры между толкателями и кулачками…
…и впускных клапанов 1-го цилиндра.
Зазор равен толщине щупа, который входит между кулачком и толкателем с легким защемлением.
Аналогично проверяем зазоры между толкателями и кулачками впускных клапанов 1-го цилиндра.
Номинальное значение зазора для впускных клапанов составляет 0,20 мм, а для выпускных — 0,34 мм. Допуск на зазоры для всех клапанов составляет ±0,03 мм. Записываем номера кулачков и измеренные зазоры в приводе клапанов. Последовательно проворачивая коленчатый вал на пол-оборота (180°), проверяем зазоры в приводе клапанов других цилиндров в соответствии с порядком их работы 1–3–4–2.
В том случае, если зазор в приводе клапана отличается от требуемых значений (0,17–0,23 мм — для впускных и 0,31–0,37 мм — для выпускных клапанов), то толкатель этого клапана необходимо заменить. Для этого устанавливаем поршень 1-го цилиндра в ВМТ такта сжатия и, ослабив натяжение ремня привода ГРМ, снимаем зубчатый ремень со шкивов распределительных валов (см. «2.1.1.Ford Focus II. Проверка состояния и замена ремня привода газораспределительного механизма (ГРМ)»).
Для наглядности замену толкателя клапана показываем на демонтированном двигателе.
Удерживая распределительный вал за шестигранник ключом «на 22»…
…головкой «на 13» отворачиваем болт крепления шкива.
Вынимаем болт с шайбой…
…и снимаем шкив с носка распределительного вала.
Маркером помечаем положение крышек подшипников распределительного вала.
Головкой «на 10» равномерно, в несколько приемов (по пол-оборота за проход) ослабляем затяжку болтов крепления пяти крышек подшипников распределительного вала.
Вынимаем болты крепления крышек подшипников распределительного вала.
Обратите внимание…
…что болты крепления первой (со стороны привода ГРМ) крышки в отличие от болтов крепления других крышек подшипников более длинные и имеют темный цвет.
Снимаем крышки подшипников распределительного вала.
Снимаем первую крышку, которая также является держателем сальника вала.
Снимаем сальник с фланца вала.
Вынимаем распределительный вал из постелей головки блока цилиндров.
Очищаем от герметика привалочные поверхности головки блока цилиндров и первой крышки подшипника распределительного вала.
С помощью магнита вынимаем из гнезда головки блока цилиндров…
…толкатель, который необходимо заменить.
Внутри толкателя на его днище промаркирована его толщина.
Для определения толщины нового толкателя, который требуется установить, следует воспользоваться следующей формулой:
H=B+ (A-C), мм, где Н — толщина нового толкателя; В — толщина снятого толкателя; А — замеренный зазор; С — номинальный зазор.
Устанавливаем в гнездо головки блока цилиндров новый толкатель и монтируем распределительный вал в нужном положении. Равномерно в несколько приемов затягиваем требуемым моментом болты крепления крышек подшипников распределительного вала (см. «13.2. Ford Focus II. Приложение. Моменты затяжки ответственных резьбовых соединений»). Устанавливаем шкив на распределительный вал и надеваем на шкивы ремень привода ГРМ (см. «2.1.1.Ford Focus II. Проверка состояния и замена ремня привода газораспределительного механизма (ГРМ)»). Проверяем зазор в приводе клапана, толкатель которого был заменен (кулачок распределительного вала при этом должен быть обращен к толкателю «затылком», т. е. не давить на толкатель). При необходимости повторяем процедуру регулировки зазора в приводе клапанов до тех пор, пока зазоры не будут соответствовать норме.
При окончательном монтаже распределительного вала перед установкой первой крышки подшипника…
…наносим на ее торцевые поверхности тонкий слой герметика.
После окончательной установки распределительного вала запрессовываем новый сальник в гнездо, образуемое полцилиндрическим поверхностями головки блока цилиндров и первой крышки подшипника вала. Собираем привод газораспределительного механизма в обратной последовательности и проверяем фазы газораспределения (см. «2.1.1.Ford Focus II. Проверка состояния и замена ремня привода газораспределительного механизма (ГРМ)»).
Перед монтажом крышки головки блока цилиндров…
…проверяем состояние резиновой уплотнительной прокладки…
…расположенной в пазах крышки.
Если прокладка потрескалась, порвалась или потеряла эластичные свойства, заменяем ее новой, предварительно очистив пазы крышки от загрязнений.
Установив крышку головки блока цилиндров и наживив болты ее крепления…
Притирка и регулировка зазоров клапанов Ford Focus 3
Притирку клапанов выполняют на снятой головке блока цилиндров. Для извлечения клапанов из направляющих втулок головки блока цилиндров необходимо снять пружины клапанов, сжав их специальным приспособлением и вынув из тарелок пружин сухари (см. тут). Для притирки клапанов удобнее всего пользоваться специальным механическим приспособлением (реверсивной дрелью).
Кроме того, в продаже имеются готовые ручные держатели клапана.
При отсутствии готовых приспособлений можно воспользоваться приспособлением, изготовленным по чертежу (рис. 5.27).
Вместо резинового шланга и хомутов можно к стержню приспособления приварить наконечник, в боковой стенке которого выполнено сквозное резьбовое отверстие, в которое ввернут болт для фиксации стержня клапана.
Вам потребуются: притирочная паста, керосин, слабая пружина, по наружному диаметру проходящая в отверстие седла клапана.
1. Очистите клапан от нагара.
2. Нанесите на фаску клапана сплошной тонкий слой притирочной пасты.
3. Наденьте на стержень клапана предварительно подобранную пружину и вставьте клапан в направляющую втулку со стороны камеры сгорания, смазав стержень клапана слоем графитной смазки.
4. Наденьте на стержень клапана приспособление для притирки клапанов (или с некоторым натягом резиновую трубку для соединения клапана с реверсивной дрелью).
5. Включив дрель на минимальную частоту вращения (в реверсивном режиме) или вращая приспособление (в случае ручной притирки) попеременно в обе стороны на пол-оборота, притрите клапан, периодически то прижимая его к седлу, то ослабляя усилие прижатия.
6. Притирайте клапан до появления на его фаске матово-серого непрерывного однотонного пояска шириной не менее 1,5 мм, при этом.
7. . на седле клапана после притирки также должен появиться блестящий поясок шириной не менее 1,5 мм.
8. После притирки тщательно протрите клапан и седло чистой тканью и промойте для удаления остатков притирочной пасты. Проверьте герметичность клапана, для чего установите его в головку с пружинами и сухарями. Затем положите головку набок и залейте керосин в тот канал, который закрыт клапаном. Если в течение 3 мин керосин не просочится в камеру сгорания, клапан герметичен.
Регулировка зазоров в приводе клапанов
Работа показана на примере двигателя 1,6 л . На двигателе 2,0 л работа выполняется аналогично.
Для компенсации теплового расширения клапана конструктивно задается зазор между торцом стержня клапана и кулачком распределительного вала. При увеличенном зазоре клапан не будет полностью открываться, а при уменьшенном — полностью закрываться.
Зазор измеряют щупом на холодном двигателе (при температуре +20 ‘С) между кулачком распределительного вала (кулачок должен быть направлен вверх от толкателя) и толкателем клапана. Номинальный зазор для впускного клапана составляет 0,17-0,23 мм, для выпускного — 0,31-0,37 мм.
Зазоры регулируют подбором толщины толкателей. В запасные части поставляют наборы толкателей разной толщины.
Относительно привода газораспределительного механизма клапаны, расположенные справа, — выпускные, слева — впускные
Работа по регулировке зазоров в приводе клапанов всех двигателей одинакова.
Вам потребуются: ключи «на 8», «на 10», «на 12», «на 13», «на 16», «на 18», «на 19», ТОRХ Е11, динамометрический ключ, специальные приспособления для блокировки распределительных и коленчатого валов, а также натяжного ролика ремня привода газораспределительного механизма, отвертка с плоским лезвием, набор плоских щупов.
1. Установите поршень 1-го цилиндра в положение ВМТ такта сжатия (см. тут).
2. Снимите крышку головки блока цилиндров (см. тут).
3. Выверните и извлеките свечи зажигания.
4. Измерьте щупом зазор между кулачками обоих распределительных валов и толкателями клапанов. Запишите измеренные зазоры.
5. Проворачивая коленчатый вал за болт крепления его шкива каждый раз на 180′, измерьте и запишите зазоры у клапанов остальных цилиндров. Порядок работы цилиндров: 1-3-4-2. Необходимо заменить толкатели тех клапанов, зазоры в приводе которых отличаются от номинальных. После измерения всех зазоров установите поршень 1-го цилиндра в положение такта сжатия.
6. Снимите распределительные валы (см. тут).
7. Извлеките из гнезда головки блока цилиндров толкатель клапана, у которого требуется регулировка зазора, и запишите его толщину (она указана на его обратной стороне).
Число, нанесенное на внутреннюю поверхность толкателя клапана, — это толщина толкателя.
Однако нанесены только три цифры после запятой (например, «650» означает толщину толкателя 3,650 мм).
8. Рассчитайте толщину нового толкателя по формуле (все значения в мм): Н = В + А — С,
где А — значение измеренного зазора; В — толщина старого толкателя; С — номинальный зазор; Н — толщина нового толкателя.
9. Установите новый толкатель на место.
10. Аналогично замените толкатели всех клапанов, у которых требуется регулировка зазора.
11. Установите распределительные валы, но привод газораспределительного механизма пока не устанавливайте.
Проверните коленчатый вал на 90° против часовой стрелки, чтобы все поршни установились в среднее положение.
12. Проворачивая распределительные валы за выполненные на них шестигранники, измерьте щупами полученные зазоры. Если зазоры отличаются от номинальных значений, повторите регулировку (см. пп. 7-10).
13. Если все зазоры соответствуют номинальным значениям, установите привод газораспределительного механизма и все снятые детали в порядке, обратном снятию.
Информация актуальна для автомобилей Форд Фокус 3 (Mk3 CB8) с бензиновыми двигателями 1.6 л (105 л.с), 1.6 л (125 л.с.) и 2.0 л (150 л.с.) выпускаемых с 2011, 2012, 2013, 2014, 2015. Для рестайлинг моделей 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019 года и иных вариантов двигателя инструкция может отличаться.
Устройство автомобиля
Главная Введение FORD TRANSIT Двигатель Проверка и регулировка тепловых зазоров клапанов
Главное меню
FORD TRANSIT
Проверка и регулировка тепловых зазоров клапанов
Снятие клапанной крышки
1. Отсоедините аккумулятор. Снимите воздушный фильтр или отсоедините впускную трубу от впускного коллектора или корпуса дроссельной заслонки. Закройте ветошью впускное отверстие двигателя для предотвращения попадания грязи внутрь.
2. На двигателе с системой рециркуляции выхлопных газов снимите трубопровод, соединяющий клапан рециркуляции с выпускным коллектором. На двигателях с турбонаддувом, оборудованных теплообменником рециркуляции, отсоедините концы впускной трубы от турбокомпрессора и теплообменника и снимите трубу.
3. Если на двигателе установлен двухсекционный впускной коллектор, снимите верхнюю секцию коллектора. Для этого отверните болт, крепящий корпус дроссельной заслонки к стойке выпускного коллектора, снимите тягу дроссельной заслонки и отверните болты и гайки, соединяющие верхнюю секцию впускного коллектора с нижней секцией.
4. Отсоедините все шланги, мешающие снятию клапанной крышки, отверните девять болтов и снимите клапанную крышку.
Регулировка зазоров
5. Удалите резиновую заглушку шкива коленчатого вала (если установлен). Поворачивайте вал по часовой стрелке до тех пор, пока первая пара клапанов (см. таблицу) не откроется полностью. Проверьте зазоры соответствующей пары клапанов, которые в данный момент закрыты:
Открытые клапаны | Проверяемые (регулируемые) клапаны |
1 и 6 | 4 и 7 |
2 и 3 | 5 и 8 |
4 и 7 | 1 и 6 |
5 и 8 | 2 и 3 |
6. Чтобы проверить зазор, вставьте плоский щуп нужной толщины между носком коромысла и торцом штока клапана. При правильном зазоре щуп должен плотно входить между коромыслом и клапаном, но при этом легко скользить между ними. Необходимые величины зазоров, отличающиеся для впускных и выпускных клапанов, указаны в разделе «Технические данные». Регулировка зазора осуществляется поворотом регулировочного болта коромысла (рис. 1.2).
Рис. 1.2 Регулировка тепловых зазоров клапанов
Внимание: Регулировочные болты коромысел применяются без контргаек, поскольку имеют «самоконтрящуюся» резьбу. Если резьба болта ослаблена (момент, требуемый для поворота болта, меньше 12 Нм), или если для поворота болта требуется чрезмерное усилие, замените болт или коромысло в сборе.
Ford Granada: Еще не раритет
На Западе автомобили 70-х годов выпуска уже стали объектом коллекционирования. Однако в Украине подобная техника до сих пор эксплуатируется. Одна из таких моделей – Ford Granada.
В нашей стране Ford Granada чаще встречается с кузовом седан, хотя модель была также представлена универсалом и купе.
Granada просторная, довольно прочная и весьма комфортабельная машина. Такие «знаки роскоши», как стандартный кассетник, электростеклоподъемники, подогрев сиденья водителя, центральный замок и кондиционер в ней встретишь нечасто. При покупке кузов следует проверять самым тщательным образом. Особое внимание нужно обратить на передние крылья и места крепления молдингов и прочего декора.
Двигатель 1,7 литра – самый неудачный вариант по причине малой мощности, шумности и небольшого ресурса (около 150 тыс. км). Конструкция V4 усложнена уравновешивающим валом с шестеренчатым приводом. У 2,0-литровой «четверки» несколько больший ресурс, но замена ремня ГРМ требуется каждые 60 тыс. км. V-образные «шестерки» с распредвалом в развале блока (OHV) надежны и долговечны. Слабое место – непрочный сальник водяного насоса (особенно в двигателях, выпущенных до 1981 года). Если его вовремя не заменить, возможен перегрев с прогаром обеих прокладок головок блоков цилиндров. Кроме того, у V6 объемом 2,3 л довольно быстро изнашивается распредвал. Карбюраторы сложны в регулировке. Дизели в свое время были одними из самых надежных. Но после многих лет езды на тракторном дизельном топливе их состояние оставляет желать лучшего. Одна из особенностей национального сервиса – «кулибинский» ремонт. Под капотом «Гранады» можно встретить генератор от «Волги» и стартер чуть ли не от трактора. А замена поршневых колец и других деталей двигателей аналогичными от «Волги», ГАЗ-53 и трактора «Беларусь» с подгонкой напильником и молотком – это вообще массовое явление. Встречаются и экземпляры с мотором, КП, карданом и задним мостом от ГАЗ-24.
Ford Granada – просторный и в меру комфортабельный автомобиль, а с мотором V6 еще и скоростной. Основной минус – общий высокий износ и безграмотные переделки.
У КП нет других «болячек», кроме типичных возрастных (течи, общий износ). Если масло течет через сальники АКП, то, скорее всего, трансмиссию пора сдавать в металлолом. Если попадется ухоженный экземпляр с гидромеханикой, меняйте масло каждые 20 тыс. км. Некоторые владельцы «Гранад» успешно инсталлируют современные 5-скоростные механические КП от Ford Sierra.
Подвеска: спереди – два рычага и пружина, сзади – косые рычаги с пружинами. Она долговечнее по сравнению с современными «МакФерсонами» и «многорычажками», однако до неубиваемой «волговской» ей далеко. «Расходный материал» – втулки стабилизатора задней подвески. Тормозная система ржавеет. Рулевая рейка недолговечная. Ее можно ремонтировать или установить аналогичный узел от Sierra или Scorpio с небольшими доработками.