Skoda Felicia 1994-2000 Снятие и установка компонентов системы Bosch Mono-Motronic
Skoda Felicia 1994-2000 Снятие и установка компонентов системы Bosch Mono-Motronic
1 — От клеммы 15 замка зажигания 2 — l-зонд 3 — Датчик оборотов коленчатого вала 4 — Датчик температуры охлаждающей жидкости 5 — Датчик положения дроссельной заслонки (TPS) 6 — Датчик температуры всасываемого воздуха (IAT) 7 — Выходной сигнал к тахометру 8 — Заземление датчика оборотов 9 — Заземление ECU 10 — Заземление l-зонда
11 — Заземление концевого датчика-выключателя 12 — Заземление ECU 13 — Блок системы зажигания 14 — Диагностический разъем 15 — Реле бензонасоса 16 — Шаговый мотор управления положением дроссельной заслонки 17 — Инжектор впрыска топлива 18 — Клапан системы улавливания топливных испарений 19 — Управляющий сигнал от l-зонда 20 — От клеммы 30 диагностического разъема
1 — Верхняя секция корпуса дросселя 2 — Регулятор давления топлива 3 — Уплотнительное кольцо 4 — Крепежная шайба (устанавливается не на всех моделях) 5 — Уплотнительная прокладка 6 — Винт крепления инжектора впрыска/датчика IAT 7 — Датчик IAT
8 — Инжектор впрыска топлива 9 — Штуцерное соединение линии подачи топлива 10 — Уплотнительная прокладка 11 — Штуцерное соединение линии возврата топлива 12 — Уплотнительная шайба 13 — Штуцер топливного шланга
См. предупреждения, приведенные в Разделе Общая информация и меры предосторожности.
1. Снимите сборку кожуха воздухоочистителя (см. Раздел Снятие и установка сборки воздухоочистителя). 2. Сбросьте остаточное давление в системе питания (см. Раздел Сброс остаточного давления в системе питания), затем отсоедините отрицательный провод от батареи. 3. Отсоедините от штуцеров на стенке корпуса дросселя линии Пометьте шланги в соответствии с реальным направлением потока топлива (см. стрелки на иллюстрациях).
4. Рассоедините электрические разъемы на корпуса дросселя. Промаркируйте соответствующим образом жгуты электропроводки.
5. Отсоедините от корпуса дросселя трос акселератора (см. Раздел Снятие, установка и регулировка троса акселератора).
6. Выверните сквозные болты (А) крепления корпуса дросселя к впускному трубопроводу. Снимите корпуса дросселя с трубопровода и уберите прокладку (если таковая предусмотрена). Без реальной необходимости не следует расчленять корпуса дросселя — его половины крепятся между собой посредством внутренних сквозных болтов (В). Если же такое расчленение произведено, не забудьте заменить уплотнительную прокладку.
Установка производится в обратном порядке. Не забудьте заменить уплотнительные прокладки и проследить за надежностью затягивания крепежа. В заключение отрегулируйте натяжение троса акселератора (см. Раздел Снятие, установка и регулировка троса акселератора).
1. Снимите кожух воздухоочистителя (см. Раздел Снятие и установка сборки воздухоочистителя). 2. Сбросьте остаточное давление в системе питания (см. Раздел Сброс остаточного давления в системе питания), затем отсоедините отрицательный провод от батареи. 3. Отсоедините от инжектора впрыска электропроводку.
4. Выверните винт и снимите крышку инжектора/кожух датчика температуры всасываемого воздуха (IAT). Снимите прокладку.
5. Снимите крепежную шайбу (если таковая предусмотрена), затем извлеките инжектор из корпуса дросселя. Снимите уплотнительные кольца. 6. При помощи универсального тестера измерьте электрическое сопротивление инжектора сравните результат измерения с требованиями Спецификаций.
Установка производится в обратном порядке. Не забудьте заменить уплотнительные кольца и прокладки. Резьбу крепежных винтов перед установкой смажьте подходящим герметиком. Весь крепеж затягивается с требуемым усилием.
Датчик IAT вмонтирован в крышку инжектора впрыска топлива, описание процедур снятия и установки которой приведено в предыдущем подразделе. На основе получаемой от датчика информации ECU корректирует количество впрыскиваемого инжектором топлива. В случае отказа датчика ECU переключает систему в аварийный режим функционирования, вырабатывая управляющий сигнал, соответствующий температуре воздуха в 20°С. при этом могут возникать проблемы с запуском двигателя и стабильностью его оборотов в режиме прогрева.
1. В случае отсутствия уверенности в исправности функционирования регулятора, следует произвести разборку блока, затем проверить его на наличие признаков загрязнения и целостность внутренних компонентов.
Компания Skoda настаивает, что в случае выхода из строя регулятора давления следует произвести замену всей верхней половины корпуса дросселя в сборе. Проконсультируйтесь на станции техобслуживания.
2. Снимите кожух воздухоочистителя (см. Раздел Снятие и установка сборки воздухоочистителя). 3. Сбросьте остаточное давление в системе питания (см. Раздел Сброс остаточного давления в системе питания), затем отсоедините отрицательный провод от батареи. 4. Выверните крепежный винт и снимите крышку инжектора впрыска/датчик IAT. 5. Выверните три крепежных винта с головками типа TORX и снимите опорную раму регулятора давления топлива. 6. Снимите верхнюю крышку, пружину и мембрану. 7. Тщательно протрите компоненты и проверьте мембрану на наличие трещин и прочих механических повреждений.
Установка производится в обратном порядке.
1. Отсоедините отрицательный провод от батареи. Снимите кожух воздухоочистителя (см. Раздел Снятие и установка сборки воздухоочистителя). Концевой выключатель и шаговый электромотор привода дроссельной заслонкиустановлены в нижней части корпуса дросселя и обеспечивают обогащение воздушно-топливной смеси при запуске и прогреве двигателя, а также отключение подачи топлива во время торможения двигателем. 1 — Контакты концевого выключателя 2 — Рычаг привода дроссельной заслонки
2. Отсоедините трос акселератора от корпуса дросселя (см. Раздел Снятие, установка и регулировка троса акселератора). 3. Рассоедините электрический разъем на стенке модуля положения дроссельной заслонки.
4. Выверните крепежные винты и снимите модуль с корпуса дросселя вместе с опорным кронштейном оболочки троса акселератора.
Установка производится в обратном порядке. В случае установки нового модуля необходимо проверить регулировку датчика-выключателя оборотов холостого хода — обратитесь на станцию техобслуживания.
Снимите сборку корпуса дросселя (см. выше). TPS встроен в нижнюю половину сборки и замене в индивидуальном прядке не подлежит. Датчик представляет собой потенциометр, амплитуда выходного сигнала которого изменяется в зависимости величины угла открывания заслонки. Через контакты 1 и 5 на потенциометр подается опорное напряжение. С контактов 1 и 2 снимается выходной сигнал поворота заслонки в диапазоне от 0° до 24°. При повороте заслонки в диапазоне от 18° до 90° выходной сигнал снимается с контактов 1 и 4 сборки. Кроме вырабатывания сигнала о текущем положении дроссельной заслонки, датчик дополнительно информирует ECU о необходимости обогащения воздушно-топливной смеси при холодном запуске, акселерации и режиме торможения двигателем.
1. Снимите модуль положения дроссельной заслонки (см. выше). Датчик-выключатель вмонтирован в модуль и замене в индивидуальном порядке не подлежит. 2. После выполнения замены модуля положения датчик-выключатель холостого хода должен быть отрегулирован в условиях мастерской автосервиса.
l-зонд установлен в приемной трубе системы выпуска отработавших газов. Рабочая температура датчика превышает значение 300°С, когда в активной зоне устройства происходит изменение сопротивления рабочего элемента в зависимости от уровня содержания кислорода в отработавших газах. Если амплитуда вырабатываемого датчиком сигнала выходит за пределы допустимого диапазона, соответствующего оптимальному соотношению компонентов воздушно-топливной смеси, ECU вырабатывает команду на корректировку количества впрыскиваемого топлива и угла опережения зажигания, поддерживая тем самым оптимальные условия для наиболее полного сгорания смеси и сокращения уровня токсичных составляющих в отработавших газах. В случае отказа l-зонда система переходит в режим аварийного функционирования, сопровождающийся снижением динамических показателей и повышением расхода топлива. В память блока управления заносится соответствующий код неисправности. 1 — Корпус 2 — Керамическая трубка 3 — Защитный колпачок 4 — Активная зона 5 — Контакты
1. Температурный датчик системы впрыска топлива установлен в задней части впускного трубопровода. Помимо него предусмотрен отдельный датчик, обеспечивающий функционирование измерителя температуры — CTS (см. Главу Системы охлаждения, отопления). В случае нарушения исправности функционирования датчика система переходит в аварийный режим работы, при этом может иметь место нарушение стабильности оборотов холодного двигателя. 2. Проверка датчика может быть произведена путем измерения его электрического сопротивления, которое при холодном двигателе должно составлять около 2 кОм, а при горячем — порядка 300 Ом. 3. При выявлении обрыва датчик подлежит замене. Если же сопротивление изменяется с температурой, следует отогнать автомобиль на станцию техобслуживания для более подробной проверки системы управления двигателем — код отказ датчика в некоторых случаях фиксируется в памяти ECU системы в виде соответствующего кода, который может быть определен при помощи специального диагностического считывателя. 4. Для снятия датчика необходимо либо полностью опорожнить систему охлаждения, либо отсоединить один из шлангов охладительного тракта от трубопровода и опорожнить последний. Альтернативно, приготовьте подходящую заглушку для блокировки установочного отверстия датчика после выворачивания последнего.
5. Рассоедините электрический разъем, затем выверните датчик из задней части трубопровода (см. сопроводительную иллюстрацию). Снимите уплотнитель — при сборке он подлежит замене в обязательном порядке.
6. Установите новый уплотнитель и вверните датчик на свое штатное место. 7. Подсоедините электропроводку и, по мере необходимости, долейте систему охлаждения.
Датчик оборотов и положения коленчатого вала установлен на куполе сцепления и представляет собой индукционную сборку, информирующую ECU о частоте вращения и положении оборудованного индукционным кольцом (А) маховика. Индукционное кольцо имеет вырезы, расположенные через 54°. Датчик установлен так, чтобы вырабатывать информационный импульс в точках 60° и 6° до ВМТ. Анализируя поступающую от датчика информацию, ECU определяет момент впрыска топлива, а при превышении максимальной допустимой частоты вращения коленчатого вала (5800 об/мин) или во время торможения двигателем перекрывает подачу топлива. При замене датчика проследите за правильностью его размещения на куполе сцепления. Процедуры снятия и установки датчика описаны в Главе Электрооборудование двигателя.
ECU расположен сзади на левой переборке двигательного отсека). Блок защищен специальным кодом и не должен сниматься без предварительной консультации с представителями фирменного сервис-центра компании Skoda. Несанкционированное рассоединение многоконтактного разъем может привести нарушению исправности функционирования ECU.
1. Реле топливного насоса и предохранители системы впрыска расположены в монтажном блоке, установленном в салоне автомобиля (см. Главу Бортовое электрооборудование). 2. Реле насоса находится на пятой позиции в ряду реле рабочей панели монтажного блока. Электрическая цепь контура питания насоса защищена предохранителем № 4. 3. Реле извлекается из своего гнезда путем простого вытягивания. Установка реле однозначна ввиду асимметричности формы гнезда. 4. Предохранитель снимается также как и все прочие предохранители (см. Главу Бортовое электрооборудование). 5. Следует заметить, что снятие главного предохранителя системы впрыска (№ 1) приводит к стиранию адаптационных данных из памяти ECU, также как это происходит при отключении батареи. Перезагрузка рабочих параметров требует некоторого времени, что может привести к нарушению стабильности оборотов холостого хода в течение первых нескольких минут после первого запуска двигателя.
Руководство по ремонту Skoda Felicia (Шкода Фелиция) 1994-2000 г.в. 6.1.3 Карбюратор — общая информация, регулировки и обслуживание
Карбюратор предназначен для приготовления воздушно-топливной смеси и ее дозированной подачи в камеры сгорания в зависимости от текущей нагрузки и оборотов двигателя.
Используемый для комплектации рассматриваемых моделей автомобиля карбюратор Pierburg 2Е3/Jikov 28-30 LEKR оснащен полуавтоматической системой запуска, обеспечивающей надежный запуск двигателя во всех типичных для средней полосы температурных условиях, а также позволяет начинать движение сразу после холодного запуска. К числу определяющих режим функционирования полуавтоматики запуска факторов относятся:
a) Температура окружающего воздуха;
b) Температура охлаждающей жидкости двигателя;
c) Глубина разрежения во впускном трубопроводе.
После запуска двигателя обеднение смеси производится в два этапа при исправном функционировании системы запуск производится с первой, максимум со второй попытки даже в морозную погоду при температуре воздуха -20°С.
Конструкция карбюратора представлена на иллюстрациях. К числу основных компонентов карбюратора относятся следующие устройства:
a) Полуавтоматическое пусковое устройство;
b) Система холостого хода, обеспечивающая стабильность оборотов холостого хода двигателя (800 ÷ 850 в минуту);
c) Переходная система камеры I, обеспечивающая плавное увеличение оборотов двигателя при открывании дроссельной заслонки II;
d) Система обогащения воздушно-топливной смеси (эконостатом) при полной нагрузке;
e) Ускорительный насос мембранного типа с механическим приводом;
f) Электромагнитный запорный клапан, перекрывающий подачу топлива в карбюратор после выключения зажигания, а также при срабатывании экономайзера принудительного холостого хода (ЭПХ);
g) Поплавковая камера, поддерживающая заданный уровень топлива в карбюраторе.
Под игольчатым клапаном поплавковой камеры располагается фильтрующий элемент, сетка которого производит тонкую очистку подаваемого в карбюратор топлива.
Внутри игольчатого клапана имеется небольшая пружина, на которую опирается шарик, частично выступающий наружу. деформируясь, пружина демпфирует рывки рычага поплавка при быстром движении автомобиля. Благодаря такой регулировке уровень топлива в поплавковой камере поддерживается постоянным.
Игла клапана покрыта высокопрочным составом Viton, отличающимся особой долговечностью. Благодаря такому покрытию обеспечивается высокая герметичность посадки узла. Игольчатый клапан рассчитан приблизительно на 150 000 км пробега и в дополнительном регулярном обслуживании не нуждается.
При опускании уровня топлива в камере поплавок опускается вниз и приоткрывает игольчатый клапан. При этом в камеру подкачивается необходимое дополнительное количество топлива. Увеличение количества топлива приводит к подъему поплавка и автоматическому закрыванию клапана.
Карбюратор оснащен также дополнительным сетчатым фильтром. Фильтрующая сборка установлена на входе в поплавковую камеру и оборудована шариковым клапаном, который позволяет производить отвод избытка топлива от карбюратора обратно в топливный бак. Кроме того через клапан отводятся топливные испарения при выключении горячего двигателя. Наличие клапана также позволяет избежать попадания паров горючего в карбюратор при работающем двигателе в жаркую погоду, что приводит к нарушению стабильности оборотов последнего.
Карбюратор крепится к впускному трубопроводу тремя болтами М6х20 через резинометаллическую уплотнительную прокладку, надежно герметизирующую стык. Прокладка крепится на впускном трубопроводе четырьмя болтами с головками под прутковый ключ-шестигранник.
Управление положением дроссельной заслонки
Педаль управления положением дроссельной заслонки камеры I (педаль газа) вместе с педалями тормоза и сцепления закреплена на кронштейне педалей в водительском ножном колодце. Педаль соединена с дроссельной заслонкой стальным тросом диаметром 1.6 мм и длиной 750 мм, заключенным в гибкую оболочку. С целью уменьшения трения оболочка троса изнутри имеет синтетическое покрытие. Вблизи карбюратора наконечник троса заправлен в фиксатор на рычаге привода дроссельной заслонки. Способ крепления оболочки троса к кронштейну, закрепленному на корпусе карбюратора позволяет регулировать зазор в механизме привода дроссельной заслонки. К педали трос крепится посредством пластмассового наконечника.
Ход педали газа ограничен привинченным к полу салона упором.
Обслуживание
К числу процедур обслуживания карбюратора относятся следующие:
a) Проверка и регулировка оборотов холостого хода;
b) Проверка и регулировка содержания монооксида углерода (СО) в отработавших газах двигателя;
c) Проверка и регулировка зазора в механизме привода дроссельной заслонки;
d) Замена сетчатого фильтра, расположенного во впускном патрубке карбюратора.
e) Регулировка оборотов быстрого холостого хода
Перечисленные операции, за исключением последней, следует производить во время гарантийного обслуживания автомобиля, и затем через 10 000, 30 000, 50 000 км пробега, и далее через каждые 20 000 км. Замена сетчатого фильтра производится через 50 000 км пробега.
Проверка и регулировка оборотов холостого хода
Во время регулировки должны выполняться следующие условия:
a) Двигатель должен находиться в исправном состоянии;
b) Моторное масло должно быть недавно сменено;
c) Двигатель должен быть прогрет приблизительно до температуры 70°С (стрелка указателя находится на середине шкалы);
d) Угол опережения зажигания должен составлять 0° ÷ 2°;
e) Не должно иметь место нарушений герметичности посадки карбюратора на впускном трубопроводе и трубопровода на головке цилиндров;
f) Свечи зажигания должны быть затянуты с требуемым усилием;
g) Должен быть установлен новый фильтрующий элемент воздухоочистителя (кроме первого гарантийного осмотра);
h) В системе привода дроссельной заслонки не должно быть изломов троса и других неисправностей;
i) Все потребители электроэнергии (кроме системы зажигания) должны быть выключены;
j) Вентиляционный шланг, соединяющий головку цилиндров с воздухоочистителем должен быть пережат;
k) Система обогащения воздушно-топливной смеси должна быть отключена — винт (3) не должен упираться в ступенчатый шкив;
l) Термостат воздухоочистителя должен быть исправен.
Проверка производится при помощи тахометра. Если результат измерения частоты вращения коленчатого вала выходит за пределы допустимого диапазона (см. Спецификации), необходимо произвести соответствующую корректировку путем вращения регулировочного винта (1).
Проверка и регулировка содержания СО в отработавших газах
Вручную поверните рычажок автоматического пускового устройства по часовой стрелке и зафиксируйте его в этом положении резиновым бандажом. При выявлении чрезмерного люфта привода дроссельной заслонки (в первой фазе выжимания педали обороты двигателя не увеличиваются), следует извлечь фиксатор и передвинуть оболочку троса в держателе настолько, чтобы величина свободного хода составляла 0.3 ÷ 2.3 мм. Не забудьте защелкнуть на место фиксатор.
2. Ослабьте хомут крепления шланга подачи топлива.
3. Вверните внутрь патрубка винт Ø 3 мм (достаточно будет завернуть винт на 5 мм).
5. Если уровень отличается от оговоренного значения, поверните крышку карбюратора таким образом, чтобы она приняла положение, показанное на иллюстрации и измерьте расстояние между днищем поплавка и плоскостью крышки (номинальное значение составляет 28 ÷ 30 мм).