albion-tradein.ru

Альбион Авто


fe270c6a
0 просмотров
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Регулирование аудиторской деятельности в России

Регулирование аудиторской деятельности в России

Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике. Особенности регулирования аудита в России – регламентация централизованными органами — относят нашу страну к первой концепции регулирования аудиторской деятельности, характерной для стран континентальной Европы. Сейчас в аудите преобладает государственное регулирование. В нем можно выделить два аспекта: долговременный и оперативный. Первый из них связан в основном с созданием и вводом в действие законодательных и иных нормативных актов, второй — с воздействием на отдельные аудиторские организации: аудиторские фирмы и аудиторов — индивидуальных предпринимателей. Определяющим из них является первый, поскольку действие второго в значительной степени именно на нем и базируется. А первый канал реализуется преимущественно через систему нормативного регулирования аудиторской деятельности. Правовое регулирование представляет собой деятельность государства по внесению организованности, упорядоченности в различные сферы хозяйства. В России система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится в стадии становления. Происходит процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую деятельность, определение роли и функций государственных и общественных аудиторских организаций. Наиболее целесообразной, представляется четырехуровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности. Первый (самый верхний) уровень включает Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Закон относится к основным законодательным актам. Он определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого равноправного элемента. Определяет цель и задачи аудита в финансово-экономической системе. Для России это особенно важно, поскольку исторически государственный финансовый контроль превалировал над другими видами контроля. К документам второго уровня , регулирующим аудиторскую деятельность в РФ, относятся: Федеральные правила (стандарты). Они определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а так же регулируют ине вопросы,предусмотренные Федеральным законом «об аудиторской деятельности». Федеральные правила (стандарты) утверждаются Правительством РФ. В настоящее время разработано и принято 34 федеральных правил (стандартов). Вместо неразработанных используются российские правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ.

1.2.Понятие,цели и задачи аудиторской деятельности

Аудиторская деятельность –это деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

Основные цели и задачи аудиторской деятельности приведены в ст. 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности».

В п. 3. ст. 1 дано определение аудита как независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Основная цель аудита — выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответ­ствия порядка бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Под достоверностью понимается степень точности данных фи­нансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользовате­лю этой отчетности на основании ее данных делать правильные вы­воды о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и иму­щественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

В целом приведенное определение бухгалтерской отчетности со­ответствует трактовке международных стандартов финансовой отчет­ности (МСФО) и российских положений по бухгалтерскому учету. Так, в МСФО отмечается, что «финансовая отчетность должна давать достоверное представление руководства по тому, как выполнять тре­бование о достоверном представлении и дополнительные указания для определения исключительно редких обстоятельств, в которых необходимо отступление». Аналогичное опреде­ление содержится и в российском ПБУ 4/99, где подчеркивается, что «достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету».

В федеральном законе «Об аудиторской деятельности» отмечено, что аудит не подменяет государственного контроля за достоверно­стью финансовой (бухгалтерской) отчетности, т.е. других форм фи­нансового контроля, существующих в РФ на законных основаниях.

Читайте так же:
Регулировка холостого хода инжектора ауди 100

Упорядочению вопросов взаимодействия разных видов финан­сового контроля будет способствовать принятие закона о финансо­вом контроле в России.

Главная цель внешнего аудита — дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте.

Для этого необходимо предусмотреть выполнение следующих задач:

— составление плана и программы проведения аудита;

— определение видов, источников и методов получения ауди­торских доказательств;

— проведение аудиторской проверки экономического субъекта;

— выражение мнения по результатам проведенного аудита о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Соответственно выполняемые аудиторами сопутствующие ус­луги имеют свои цели и задачи.

Достижению главной цели способствуют особенности (требова­ния) ведения аудиторской деятельности: независимость и объектив­ность при проведении проверок; конфиденциальность, профессиона­лизм, компетентность и добросовестность аудитора; использование методов статистики и экономического анализа; применение новых информационных технологий; умение принимать рациональные ре­шения по данным аудиторской проверки; доброжелательность и ло­яльность по отношению к клиентам; ответственность аудитора за последствия его рекомендаций и заключений по результатам аудитор­ских проверок; содействие росту авторитета аудиторской профессии.

При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться нормами, установленными профессиональными аудиторскими объединениями, членом которых он является, а также следующими этическими принципами:

4) Профессиональная компетентность и добросовестность;

6) Профессиональное поведение.

Аудитор в ходе планирования и проведения аудита должен проявлять профессиональный скептицизм, т.е. критически оценивать весомость аудиторских доказательств. Он несет ответственность за формирование и выражение мнения о достоверности отчета, ответственность за подготовку и предоставление отчетности несет руководитель аудируемого лица.

2.Принцип планирование и программа аудита

Аудиторская организация и индивидуальный аудитор (далее именуются — аудитор) обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно. Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу.Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов деятельности аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также знания особенностей его деятельности. Получение информации о деятельности аудируемого лица является важной частью планирования работы, помогает аудитору выявить события, операции и другие особенности, которые могут оказывать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность. Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками, а также с членами совета директоров и членами ревизионной комиссии аудируемого лица для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица. При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную разработку общего плана и программы аудита.

Общий план аудита

Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором. При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:

а) деятельность аудируемого лица, в том числе:

общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;

особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;

Читайте так же:
Регулируем дверь ауди 80

общий уровень компетентности руководства;

б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе:

учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;

влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;

планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу;

в) риск и существенность, в том числе:

ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита;

установление уровней существенности для аудита;

возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или недобросовестных действий;

выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например, при подготовке оценочных показателей;

г) характер, временные рамки и объем процедур, в том числе:

относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;

влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей;

существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;

д) координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы, в том числе:

привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;

Органы, регулирующие аудиторскую деятельность

К органам, осуществляющим контроль за аудиторской деятельностью в России, относятся:

— уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определенный Правительством РФ;

— саморегулируемые организации аудиторов (СРОА).

На Минфин России возложены следующие функции:

— издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;

— организация разработки и представление на утверждение Правительству РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

— организация в установленном законодательством РФ порядке системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в РФ, лицензирование аудиторской деятельности;

— организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий;

— контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

В целях учета мнения профессиональных аудиторов при уполномоченном федеральном органе создается Совет по аудиторской деятельности (СпАД), члены которого утверждаются руководителем уполномоченного органа по представлению аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и высших учебных заведений.

На Совет по аудиторской деятельности возложены следующие функции:

— участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов аудиторской деятельности и проектов решений уполномоченного федерального органа;

— разработка федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, периодический их пересмотр и представление на рассмотрение уполномоченному федеральному органу;

— рассмотрение обращений и ходатайств аккредитованных профессиональных аудиторских объединений по подготовке рекомендаций для уполномоченного органа;

— изучение, обобщение и распространение опыта аудиторской деятельности в России и за рубежом;

— организация подготовки информационных, методических и учебных материалов по аудиторской деятельности и их распространение в аудиторских организациях;

Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» введено понятие саморегулируемые организации аудиторов — действуют на некоммерческой основе и устанавливает обязательные для своих членов внутренние правила (стандарты) осуществления профессиональной деятельности и профессиональной этики, а также осуществляет систематический контроль за их соблюдением.

Некоммерческая организация включается в государственный реестр СРО при условии соответствия ее следующим требованиям:

1) объединения в составе СРО в качестве ее членов не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций, соответствующих установленным настоящим Федеральным законом требованиям к членству в такой организации;

Читайте так же:
Регулировка поплавка карбюратора ауди 80

2) наличия утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества работы членов СРОА, принятых правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и принятого кодекса профессиональной этики аудиторов;

3) обеспечения СРОА дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов) СРОА.

4) Для осуществления деятельности в качестве СРОА некоммерческой организацией должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие:

— контроль за соблюдением членами СРОА требований настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов;

— рассмотрение дел о применении в отношении членов СРОА мер дисциплинарного воздействия.

5) СРОА не может являться членом другой СРОА.

Саморегулируемые организации аудиторов имеют право:

— участвовать в аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, разрабатывать учебные программы и планы, осуществлять профессиональную подготовку аудиторов;

— самостоятельно или по поручению уполномоченного федерального органа проводить проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов, являющихся их членами; по итогам проверок применять меры воздействия к виновным лицам и обращаться в уполномоченный федеральный орган с мотивированным ходатайством о наложении взыскания на таких лиц;

— ходатайствовать перед уполномоченным федеральным органом о выдаче претендентам квалификационных аттестатов аудитора, о приостановлении действия и аннулировании квалификационного аттестата аудитора в отношении своих членов;

— ходатайствовать перед уполномоченным федеральным органом о выдаче, приостановлении действия и аннулировании лицензии в отношении своих членов;

— обращаться в Совет по аудиторской деятельности с предложениями по регулированию аудиторской деятельности;

— содействовать развитию профессии аудитора и повышению эффективности аудиторской деятельности в Российской Федерации;

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Органы, регулирующие аудиторскую деятельность

Аудиторская деятельность является независимой и осуществляется независимыми аудиторами. Однако общие требования, порядок проведения аудита, контроль за качеством аудиторских проверок регламентируются законодательными и нормативными документами.

Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. функции регулирования аудиторской деятельности закреплены за Министерством финансов РФ. На Минфин России возложены следующие функции:

• издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;

• организация разработки и представление на утверждение Правительству РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

• организация в установленном законодательством РФ порядке системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в РФ, лицензирование аудиторской деятельности;

• организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий;

• контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

• определение объема и разработка порядка предоставления уполномоченному федеральному органу отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;

• ведение государственных реестров аттестованных аудиторов, аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений и учебно-методических центров и предоставление информации, содержащейся в реестрах, всем заинтересованным лицам;

• аккредитация профессиональных аудиторских объединений.

В целях учета мнения профессиональных аудиторов при уполномоченном федеральном органе создается Совет по аудиторской деятельности, члены которого утверждаются руководителем уполномоченного органа по представлению аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и высших учебных заведений.

В состав Совета также входят представители федерального уполномоченного органа, осуществляющего регулирование профессиональной деятельности аудиторов, представители Центрального банка РФ и государственных органов управления, представители организаций, заинтересованных в аудиторских услугах. Представители аккредитованных профессиональных аудиторских объединений составляют не менее 51% членов Совета.

Читайте так же:
Холостой ход ауди 100 с4 регулировка

Положение о Совете по аудиторской деятельности утверждается руководителем уполномоченного федерального органа, а персональный состав – приказом Министерства финансов РФ.

На Совет по аудиторской деятельности возложены следующие функции:

• участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов аудиторской деятельности и проектов решений уполномоченного федерального органа;

• разработка федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, периодический их пересмотр и представление на рассмотрение уполномоченному федеральному органу;

• рассмотрение обращений и ходатайств аккредитованных профессиональных аудиторских объединений по подготовке рекомендаций для уполномоченного органа;

• изучение, обобщение и распространение опыта аудиторской деятельности в России и за рубежом;

• организация подготовки информационных, методических и учебных материалов по аудиторской деятельности и их распространение в аудиторских организациях;

• организация контроля за повышением квалификации аудиторов, включая экспертизу программ и порядок проведения квалификационных экзаменов;

• организация взаимодействия с зарубежными общественными организациями и объединениями аудиторов.

Для подготовки предложений по совершенствованию аудиторской деятельности и разработки предложений Совет создает комиссии, рабочие группы и временные коллективы.

Правовое и нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ

В настоящее время система нормативного регулирования аудита в России находится в стадии становления. Это связано с формированием новой организационно-правовой структуры аудиторской деятельности в РФ в соответствии с требованиями Закона "Об аудиторской деятельности" №119-ФЗ от 07.08.2001 г. В настоящее время в России формируется пятиуровневая система нормативного регулирования аудита.

Система нормативного регулирования аудита в России

УровеньДокументыОрганы, принимающие документы
I уровеньФедеральные законы, Кодексы, УказыФедеральное собрание, Правительство, Государственная Дума, Президент РФ
II уровеньПостановления, ПриказыПрезидент РФ, Правительство РФ, Минфин РФ, Департамент организации аудиторской деятельности
III уровеньФедеральные стандарты аудиторской деятельности, стандарты аудиторской деятельностиПравительство РФ, Минфин РФ, Департамент организации аудиторской деятельности
IV уровеньВнутренние стандартыПрофессиональные аудиторские объединения
V уровеньВнутрифирменные стандартыАудиторские организации

Постановления Правительства, регулирующие аудиторскую деятельность в РФ

ДатаНазвание
48206.05.1994 (ред. от 27.04.2009)Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации
135507.12.1994 (ред. от 25.04.1995)Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке
19029.03.2002О лицензировании аудиторской деятельности
8129.01.2000Об аудиторских проверках федеральных государственных унитарных предприятий
8006.02.2002О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации

Документы министерств и ведомств, регулирующие аудиторскую деятельность в РФ

Продолжение таблицы 4

Стандарты аудита

В странах с развитой рыночной экономикой деятельность аудиторов регламентируется стандартами и нормами. Под стандартами аудита в теории и практике аудита понимают основные правила или основополагающие принципы аудиторских процедур. Эти правила помогают аудитору определить масштаб ревизионных мероприятий и методику их проведения, являются критерием оценки результатов проверки. Стандарты должны выполняться независимо от условий, в которых проводится аудит. Но тем не менее они требуют от аудитора его собственного мнения. Стандарты аудита необходимы, так как они позволяют поддерживать аудиторскую деятельность на уровне международных стандартов, заставляют аудитора постоянно повышать квалификацию, обеспечивать сравнимость качества работы отдельных аудиторских фирм, облегчают и рационализируют аудиторскую работу.

Стандарты — это общие руководящие нормы и правила для помощи аудиторам в выполнении их обязанностей по проведению проверок и регламентирующие основные принципы и особенности аудиторской деятельности. На основании стандартов регулируют качество профессиональной деятельности аудиторов, с их помощью формируют программы подготовки и единые требования аттестации аудиторов.

Читайте так же:
Регулировка сцепления ауди 100 в 44 кузове

. Общие стандарты — независимость, компетентность, объективность, внимательность и другие;

. Рабочие — подготовка, надзор и контроль; средства внутреннего контроля; сведения; анализ документов и другие;

. Стандарты отчетности — форма (заголовок, дата, подпись); содержание (полнота, предмет ревизии, законность, соответствие стандартам, своевременность).

Общие стандарты — это определение качеств аи степень квалификации, которыми должен обладать аудитор, чтобы эффективно и профессионально выполнять задачи, стоящие перед ним.

Рабочие стандарты — правила, которыми руководствуется аудитор при выполнении задач, проверки. Основные правила представляют собой схему целенаправленных систематических действий, которыми руководствуется аудитор для достижения определенного результата.

Стандарты отчетности — стандарты, используемые на заключительном этапе аудита. Они представляют собой правила, касающиеся формы, содержания, размещения и подачи материалов по результатам аудиторской проверки.

Известно, что страны с достаточно высоким уровнем развития аудита — Канада, Великобритания, Ирландия, США — лишь принимают к сведению положения международных стандартов аудита. Аудиторы ряда стран, в число которых входят Австралия, Бразилия, Индия и Голландия, используют их для разработки национальных стандартов аудита. Страны, не разрабатывающие собственные стандарты аудита, такие как Малайзия, Нигерия, Фиджи и другие, применяют международные стандарты аудита в качестве национальных. Россия избрала путь самостоятельной разработки правил (стандартов), подготовленных на базе международных стандартов аудита.

Российская экономика нуждается в западных инвестициях в конкретные предприятия, для получения которых необходимо убедить инвесторов в целесообразности вложения средств, предварительно предоставив им информацию о состоянии финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Основным документом, отражающим положение предприятия и результаты его хозяйственной деятельности, служит бухгалтерская отчетность. Сторонние инвесторы заинтересованы в том, чтобы она была достоверной. Поэтому отчетность должна быть составлена по понятным для западных инвесторов правилам, а достоверность ее должна быть подтверждена путем проведения внешнего аудита с использованием тех же процедур, что и на Западе. Российские инвесторы также заинтересованы в достоверности отчетности отечественных предприятий и в добросовестном ее аудите. Все это делает очевидной необходимость единых подходов к аудите у нас и за рубежом.

Тем не менее, у данной точки зрения есть противники, считающие, что специфика России и нынешний уровень ее экономического развития делают нецелесообразным или невозможным применение в нашей стране международных стандартов аудита или местных стандартов, основанных на них. При этом они ссылаются на то, что большинство клиентов гораздо сильнее заинтересованы в налоговых проверках и оптимизации налогов, чем в абстрактном "подтверждении достоверности". К сожалению, в России пока мало квалифицированных инвесторов, действительно анализирующих баланс и данные о прежних прибылях, чтобы принять решение об инвестировании.

Ключевой проблемой при внедрении международных стандартов аудита является контроль выполнения их аудиторскими фирмами. На сегодняшний день квалификация работников государственных контрольно-ревизионных органов не всегда позволяет им разбираться в тонкостях методики аудита. Не в состоянии государство и ассигновать достаточные средства на рост штата государственных проверяющих. У некоторых аудиторов возникают опасения, что конфиденциальная информация, полученная проверяющими в процессе работы, может быть использована во вред клиентам аудиторов, например, сведения об обнаруженных нарушениях могут быть сообщены органам налогового контроля.

Международная федерация бухгалтеров разработала и утвердила международные нормативы аудита, которые включают 29 стандартов аудита и 4 сопутствующих стандарта. К числу основных стандартов относятся:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector